| English version| Русская версия| Беларуская версiя|

Гродненские замки.

Гродненские замки - наиболее красноречивые памятники архитектуры и истории нашего города. Вот уже восемь столетий стоят они на высоких холмах над Неманом, как свидетели и участники разных событий, которые вошли в историю нашей Отчизны.

Укрепленное городище на Замковой горе появилось в конце X - начале XI вв. Вскоре оно стало детинцем древнего Гродно. В результате исследований археологами были открыты остатки деревянных жилых строений, уличных настилов, оборонительных сооружений. В систему последних, кроме деревянных, входили и каменные стены, сложенные из кирпича. Подобных укреплений XII века на белорусских землях больше не встречается.

1. Новый замок. 2. Старый замок.

В южной части детинца находился двухэтажный княжеский терем. Стены его, сложенные из кирпича, были украшены горизонтальными рядами почти не обработанных камней. Пол был выложен поливными керамическими плитками. До наших дней дошли только фрагменты северной части этого строения, сохранившиеся на высоту около 2 м.

Рядом с теремом были открыты руины шестистолпного трехнефного храма. Фасады его имели весьма красочное решение. При возведении стен в кладку были вмурованы полированные валуны гранита и гнейса разных цветов. Верхняя часть стен декорирована поливными керамическими чашами, фигурными и квадратными плитками коричневого и зеленого цвета. Внутри стены храма не имели штукатурки и сохраняли бело-розовый цвет кирпича и растертой извести. На этом фоне ярко проступали горловины голосников - узкогорлых глиняных кувшинов, вмурованных в стены для облегчения конструкции и улучшения резонанса. Пол был устлан полированными камнями и поливной плиткой. Такое эффектное украшение фасадов и интерьеров является отличительной чертой гродненской архитектурной школы XII века. Предполагают, что здесь работал знаменитый впоследствии зодчий Петр Милонег.

На соседней с детинцем возвышенности находился окольный город. Здесь жили наиболее богатые горожане, которые занимались торговлей и ремеслом. Планировка его на ХII-ХIII вв. еще не исследована.

Грозными событиями отмечены в истории нашего города ХIII-ХIV вв. Неоднократно под его стенами стояли полки галицко-волынских князей, а с 1284 года - новый завоеватель, крестоносцы.

С 1376 года Гродно владел князь Витовт. В этот период на месте окольного города сооружают каменный Нижний замок. Он стал фортом на подступах к Верхнему Замку.

После пожара 1398 года Верхний замок коренным образом перестраивается, приобретает готические черты. Его план близок к треугольнику, что отвечало конфигурации территории холма. Протяженность крепостных стен составляла около 300 м, толщина достигала 2,5-3 м. По периметру возвышалось пять мощных башен. Основным строительным материалом был камень-валун, кирпич использовали в кладке стен только для выравнивания рядов валунов и для облицовки башен, казематов и других замковых сооружений. Крыши были вальмовые из красной черепицы.

Замок имел только один въезд. К въездной башне, через 50-метровый сухой ров от Нижнего замка был перекинут дугообразный мост. Охраняла въезд и башня-донжон.

В гродненских замках происходили встречи великого князя Великого княжества Литовского Витовта и короля Польши Владислава II. Часто здесь бывал преемник Витовта Свидригайло, а затем Сигизмунд Кейстутович. С 1440 г. замки переходят во владение великого князя Казимира. Здесь он принимал посольство из Кракова, предложившее ему польскую корону.

По решению Казимира на месте Нижнего замка строится Королевский двор, где главным зданием был Королевский дом. Как выглядели в середине XVI века Королевский двор и Верхний замок можно увидеть на гравюре 1568 г. М. Цюндта.

Очередной подъем Гродно связан с именем Стефана Батория. Перестройка Верхнего замка началась после 1579 года архитектором Санти Гуччи. В этих работах принимал участие и известный фортификатор Рудольфино да Камерино.

Во время строительства от замка Витовта сохранили нижнюю часть оборонительных стен, башен, а также фундаменты и стены княжеского дворца.

Главное место в комплексе занял дворец. Он был сооружен в стиле позднего Ренессанса, имел высокую двухскатную крышу, покрытую красной черепицей. В центре главного фасада находилась парадная лестница в виде ризалита с аркадами. Она вела на второй этаж. Фасад со стороны города украшали эркеры. Стены были декорированы широко использовавшимся в те времена двухцветным сграффито.

Первый этаж имел сводчатые перекрытия, оштукатуренные стены и потолки, пол из керамических плиток. Здесь было десять помещений, в которых размешались канцелярия, арсенал и другие службы военно-хозяйственного назначения.

Второй этаж занимали королевские покои - парадные и жилые, которые представляли собой типичную дворцовую анфиладу. Это были парадно украшенные большие помещения с высокими лепными или резными потолками. Стены были обработаны полированным гипсом, полы выложены мрамором или разноцветными поливными керамическими плитками. Единственное изображение замка сохранилось на гравюре Т. Маковского, которая датируется 1600 годом.

Стефан Баторий часто бывал в Гродно. Здесь король принимал посольства, выезжал на охоту, отсюда выступил в военный поход на Смоленск. 12 декабря 1586 г. он умер в своем гродненском дворце.

После того, как в 1673 году конституцией короля Михаила Гродно назначается местом проведения генеральных сеймов Речи Посполитой, на Замковой горе разворачиваются значительные ремонтно-строительные работы. Около замковой стены со стороны Немана было возведено здание, которое предназначалось для заседаний сейма и имело 2 зала - Посольский и Сенаторский. Сам дворец также несколько изменился. Были ликвидированы эркеры, вместо ризалита появилась однопролетная лестница барочного типа.

Первый гродненский сейм состоялся в 1678 году, следующий проходил в 1688 году, а в 1699 году - третий и последний в стенах Старого замка (это название пришло на смену названию Верхний замок).

После разрушительных для Гродно событий Северной войны, когда сильно пострадал и Старый замок, принимается решение о строительстве новой королевской резиденции на месте Королевского двора. Этот дворец должен был стать и местом проведения сеймов. Автором проекта дворца был саксонский архитектор Карл Фридрих Пепельман.

Одновременно Пепельман руководил работами по ремонту Старого замка. В этот раз разбирают во дворце аттик и шипец и сооружают четырехскатную черепичную крышу. Оконные проемы уменьшают, а фасад украшают пилястрами. Внешнюю лестницу заменяют внутренней, что повлекло изменение планировки дворца. Здесь размещалась часть свиты короля и разные службы.

Строительство нового королевского дворца велось четыре года, и в 1742 году он был готов к приему короля. Дворец в плане представлял собой букву "П" и создавал парадный внутренний двор, который замыкался двумя одноэтажными строениями. Между ними была ограда и ворота. И сегодня они сохраняют свой первоначальный вид. На их массивных пилонах размещены скульптуры мифических существ, сфинксов, которые несут пухлых путти. Столбы ограды венчают шлемы с элементами воинской атрибутики.

Фасад дворца членился пилястрами, стены украшали карнизы и лепка разных форм. Между оконными проемами находились картуши с масками, а на тимпане фронтона - герб Речи Посполитой. Впечатляло и цветовое решение: насыщенный кирпичный цвет черепицы гармонировал со светло-розовыми и белыми плоскостями фасада.

Главный вход, находившийся в середине центрального корпуса, вел в большой прямоугольный вестибюль, который назывался Залом Стражи.

Отсюда можно было подняться на второй этаж, пройти в Сенаторский зал и в первую приемную короля - Овальный зал.

Вся левая половина главного корпуса была занята Сенаторским залом, где проходили заседания верхней палаты сейма Речи Посполитой. Это двухсветное помещение было украшено пышной лепкой и фресками. В левом крыле дворца находился двухсветный Посольский зал. В нем проходили заседания нижней палаты сейма.

В 1750 г. король Август III утвердил проект Иоахима Христиана Яуха, который предусматривал строительство рядом с центральным корпусом дворца капеллы. Внешне это здание было очень похоже на дворец. Его стены украшали пилястры и карнизы. По гребню крыши стояли декоративные вазы. Интерьер капеллы был роскошным, выдержанным в стиле рококо, как и интерьеры самого дворца.

При короле Станиславе Августе Понятовском произошли первые изменения в планировке дворца. Руководил работами архитектор Джузеппе Сакко, а также декоратор Шимон Маньковский.

Самым значительным историческим событием, которое произошло во дворце, стал последний сейм Речи Посполитой 1793 г., на котором был утвержден второй раздел этого государства между Россией и Пруссией.

Во время национально-освободительного восстания 1794 года в гродненском королевском дворце 30 октября состоялось совещание главного руководителя восстания Тадеуша Костюшко с руководителями повстанческих отрядов в Великом княжестве Литовском.

После поражения восстания во дворце поселяется, согласно распоряжению, поступившему из Петербурга, Станислав Август Понятовский. Именно здесь 25 ноября 1795 года король подписывает акт отречения от престола.

После отъезда Станислава Августа в Петербург, королевские дворцы передаются российскому военному ведомству. К этому времени за ними прочно закрепились названия Нового и Старого замков.

Произошла их очередная реконструкция. В Новом замке была изменена планировка, перестроен Посольский зал.

В Старом замке, на месте зданий со стороны Немана, построили казарму. Декор фасадов дворца был уничтожен, а над его центральной частью надстроили третий этаж. За последнее столетие внешний вид Старого замка не изменился. С 1930 года в нем находится Гродненский государственный музейныне государственный историко-археологический музей.

После Великой Отечественной войны Новый замок лежал в руинах. Его восстановлением руководил известный советский архитектор В. Н. Вараксин. Планировка помещений отвечала административному назначению здания. С 1991 года в Новом замке размешаются государственный историко-археологический музей и областная научная библиотека имени Е. Карского.

В Старом замке развернута музейная экспозиция, которая рассказывает об истории, культуре и природе Принеманья. Среди экспонируемых материалов значительное место занимают археологические находки: оружие защитников города и женские украшения, инструменты ремесленников и детские игрушки. Привлекают внимание медные гравированные пластины с изображениями святых (XII в.) и каменная шахматная фигура-ладья (XII век).

Рядом с массивными ядрами можно видеть разнообразные по форме и украшению изразцы. Здесь старинные книги соседствуют с монетами разных стран Европы. Резные кресла из мебели Старого замка, изделия гродненских королевских мануфактур, знаменитый "слуцкий" шелковый пояс - прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства ХVII-Х\/III вв.

Экспонаты знакомят с бытом крестьян и горожан Гродненской губернии, традиционными ремеслами и промышленными предприятиями края, событиями Великой Отечественной войны. Экспозиция завершается показом разнообразного животного и растительного мира Принеманского края, в том числе видов, занесенных в Красную книгу Беларуси.

В Новом замке можно познакомиться с коллекциями оружия, декоративно-прикладного искусства, здесь постоянно проводятся художественные выставки и камерные концерты.

 

 

Hosted by uCoz